1999 г.
Сутягин И.В.

Разработка перспективных крылатых ракет для ВМС Франции

(Направления совершенствования техники ВМС стран НАТО)
Одной из важных программ, направленных на повышение боевых возможностей военно-морских сил Франции, является совершенствование имеющегося в распоряжении французских ВМС ракетного оружия, и прежде всего - противокорабельных ракет и высокоточных ракет, предназначенных для нанесения ударов по береговым объектам. Данный материал характеризует состояние разработок в этой области во Франции.

Франция была одной из первых среди развитых капиталистических странах, чьи военно-морские силы получили на вооружение в середине 70-х годов противокорабельные крылатые ракеты, запускаемые с надводных кораблей, а затем - и с подводных лодок. С тех пор развитие этого типа вооружений ВМС имело во Франции неизменно большое значение. Предлагаемый вниманию читателя материал характеризует состояние дел в этой области в настоящее время.

Подобно тому, как это было в большинстве зарубежных ВМС, решающим событием, подтолкнувшим ВМС Франции к началу активных работ по оснащению своих кораблей противокорабельными крылатыми ракетами, стало уничтожение крылатыми ракетами П-15, запущенными с египетских ракетных катеров пр.183Р, израильского эсминца "Эйлат" в ходе арабо-израильской войны 1967 года. К этому времени фирма 'Nord Aviation', предшественник нынешней 'Aerospatiale Engins Tactiques', уже предлагала (в 1963 году) французскому министерству обороны разработанную в инициативном порядке противокорабельную ракету (ПКР) M20, предназначенную для установки на надводные корабли.

Однако в первой половине 60-х интереса такое предложение у француских военных не вызвало, и прошло шесть лет до того, как в декабре 1969 года министерство обороны Франции подписало контракт на разработку ПКР, получившей обозначение 'Экзосет' ('Exocet', 'Летучая рыба'). Примечательно, что произошло это на следующий день после того, как фирма 'Nord Aviation' получила заказ от правительства Греции на поставку разрабатывавшихся фирмой в инициативном порядке с августа 1968 года ракет этого типа. К тому моменту, когда в 1970 г. был произведен первый испытательный пуск опытного образца ракеты, заказы на нее поступили еще от пяти государств.

Принятая на вооружение в 1974 г. 'Экзосет' стала, пожалуй, самой широко используемой военными флотами мира противокорабельной ракетой: в различных модификациях она стоит на вооружении военно-морских сил и частей береговой обороны 31 государства (следующая за ней по широте распространенности отечественная ПКР П-15 в различных модификациях была экспортирована в 24 страны; американскими 'Гарпунами' вооружены корабли и авиация 23 стран). 'Экзосет' стала и наиболее широко использовавшейся в реальных боевых действиях противокорабельной ракетой: на ее счету три корабля британских ВМС, пораженных аргентинскими самолетами в ходе англо-аргентинской войны 1982 года (эсминец 'Шеффилд' и контейнеровоз 'Атлантик Конвейор' затонули, эсминец 'Глэморган' был серьезно поврежден после попадания ракеты), серьезно поврежденный в Персидском заливе в 1987 г. американский фрегат 'Старк' и еще около 140 боевых кораблей и транспортных судов различного водоизмещения, поврежденных или уничтоженных в ходе ирано-иракской войны.

Но уже в начале 70-х годов, когда еще не было развернуто полномасштабное производство ПКР 'Экзосет' для французских ВМС, международная Группа по стандартизированной европейской противокорабельной ракете (ASEM - Anti-Ship EuroMissile) приступила к разработке тактико-технических требований на противокорабельную ракету нового поколения, призванную заменить собой 'Экзосет'. Основными параметрами, по которым новая ракета должна была превосходить 'Экзосет', должны были стать значительная большая дальность действия и сверхзвуковая скорость на маршевом участке траектории.

Формальное соглашение о совместной разработке новой ПКР было подписано Францией наряду с Великобританией, Нидерландами, Норвегией Соединенными Штатами и ФРГ в апреле 1977 года, а уже в ноябре 1979-го были определены основные черты конструции будущей ракеты. Согласованными участниками соглашения тактико-техническими требованиями было установлено, что дальность действия будущей ракеты составит 180 км при маршевой скорости М=2. Но уже через несколько месяцев по политическим и финансовым причинам участники соглашения начали отказываться от продолжения проекта, в результате чего с середины 1980 г. НИР и ОКР по ракете, получившей обозначение ANS (ANS - Anti-Navire Supersonique, 'сверхзвуковая противокорабельная ракета') проводили только французские и западногерманские специалисты. Во французских ВМС для ракеты было зарезервировано обозначение MM-100. Финансировались работы в равных долях четырьмя участниками: правительствами Франции и ФРГ и фирмами "Aerospatiale " (Франция) и "Messerschmitt-Bolkow-Blohm" (MBB, ФРГ).

Несмотря на успешный запуск в 1989 году на французском полигоне демонстрационного образца ANS с прямоточным воздушно-реактивным двигателем (ПВРД) правительство Франции в 1992 г. отказалось от дальнейшего финансирования проекта. В результате этого головной подрядчик по проекту ANS - "Aerospatiale" - без принятия на этот счет какого-либо формального решения прекратил разработку ракеты, не отказавшись, впрочем, от планов создания сверхзвуковой ПКР большой дальности, которая заменила бы собой устаревающую 'Экзосет'.

В качестве приоритетного варианта для реализации этих планов было избрано направление глубокой модернизации ракеты ASMP, созданной "Aerospatiale" для оснащения стратегических сил ВВС Франции. Переработанный вариант первоначально был назван разработчиком ASMP-C ("Conventional" - "неядерный", так как, в отличие от исходного образца, оснащение морского варианта ракеты специальной боевой частью не предусматривалось), а затем, после возобновления финансирования работ правительством Франции проекту уже официально было присвоено обозначение ANF (ANF - Anti-Navire Futur, 'противокорабельная ракета будущего').

В октябре 1994 года фирмы "Aerospatiale" и "Deutsche Aerospace" (DASA, ФРГ) создали консорциум с целью совместного создания сверхзвуковой УР на базе ANF, которая в рамках консорциума вновь была переобозначена - на этот раз как ANNG (ANNG - Anti-Navire Nouvelle Generation, 'противокорабельная ракета нового поколения'). В 1995 г. название проекта было в очередной раз изменено, и в настоящее время он называется "ASURA". В рамках консорциума "Aerospatiale" отвечает за разработку планера и двигателя ракеты, а также системы самонаведения УР на конечном участке траектории. Западногерманская фирма LFK (Lenkflugkorpersysteme) - субподрядчик фирмы DASA - будет разрабатывать боевую часть и навигационную систему ракеты, а также проводить работы по необходимой модернизации существующих пусковых установок для размещения в них УР "ASURA".

Ракета "ASURA" имеет цилиндрический корпус диаметром 0,38 м и длиной 5,38 м, стартовая масса составляет 920 кг. Прямоточный воздушно-реактивный двигатель VESTA обеспечивает ракете полет с маршевой скоростью около М=2,4 на малой высоте и до М=3 - на большой высоте. Подъемной силы, создаваемой на сверхзвуковой маршевой скорости двумя развитыми воздухозаборниками, достаточно для поддержания стабильности ракеты на траектории, поэтому крылья как таковые в конструкции ракеты не предусмотрены. Вместо них "ASURA" имеет четыре небольших по размеру стабилизатора, расположенных крестообразно в хвостовой части корпуса. Размах стабилизаторов составляет 0,96 м.

Конструкция ракеты должна обеспечить возможность использования для хранения и запуска новой ракеты транспортно-пусковых контейнеров ПКР 'Экзосет' MM-40 и пусковых установок ITL ракет семейства 'Экзосет'. С этой целью "ASURA" имеет складывающиеся консоли стабилизаторов.

Реактивный двигатель VESTA (VEcteur a STAtoreacteur), которым оснащается ракета "ASURA", был создан в свое время для УР ASMP и представляет собой интегральную схему, объединяющую прямоточного двигателя с твердотопливным ускорителем, размещенным непосредственно внутри камеры сгорания ПВРД (подобно тому, как это сделано в отечественной ракете 3М80 "Москит"). За время своей работы - 5 сек - ускоритель обеспечивает разгон ракеты до скорости М=2, на которой становится возможной работа ПВРД. Приблизительно через 1/20 сек после окончания работы ускорителя сбрасывается его сопло, после чего в полностью автоматическом режиме происходит переход двигательной установки ракеты в режим ПВРД. В качестве топлива в ПВРД используется стандартный авиационный керосин JP-5 - в отличие от разработанного для ракеты ANS двигателя, работавшем на специально созданном жидком ракетном топливе с высокой удельной плотностью.

Воздух к двигателю ракеты подводится по двум длинным - занимают более двух третей длины ракеты - воздухозаборникам прямоугольного сечения, расположенным не по бокам, как на ASMP, а сверху и снизу корпуса - это было сделано в интересах повышения маневренности ракеты на предельно малой высоте. (Небезынтересная деталь заключается в том, что при конструировании воздухозаборников маршевого двигателя "ASURA" в качестве образца использовались воздухозаборники двигателей сверхзвукового пассажирского самолета 'Конкорд'.) Избранная конструкция воздухозаборников позволила реализовать в ПВРД VESTA так называемую 'вихревую' камеру сгорания - стабильное горение топлива поддерживается в ней благодаря вихрю, который формируется при соединении потоков воздуха от двух воздухозаборников и создает своего рода 'стенки' для удержания факела.

Сбрасываемый стартовый агрегат ракеты, обеспечивающий ее запуск из корабельной пусковой установки, состоит из двух твердотопливных ускорителей, размещенных на боковой поверхности двигательного отсека ракеты. Длина каждого ускорителя будет составлять приблизительно 2,1 м, диаметр - около 0,22 м. В хвостовой части каждого из ускорителей предполагается установка дополнительных стабилизирующих поверхностей.

Дальность действия ракеты "ASURA" составляет около 80 км при полете по профилю 'малая-малая-малая' высота; в том случае, если полет проходит по профилю 'малая-большая-малая' или 'большая-большая-малая' высота, дальность может достигать 150 км. В перспективе дальность действия при полете по оптимальному профилю может быть увеличена до 185:370 км.

"ASURA" разрабатывается для оснащения как надводных кораблей, так и подводных лодок. Надводные корабли в соответствии с существующими планами будут оснащаться только противокорабельным вариантом "ASURA", в то время как для ПЛ, помимо противокорабельного, предусматривалось создать еще два варианта ракеты - для поражения наземных целей с заранее известными координатами и с пассивной радиолокационной головкой самонаведения (ПРЛ ГСН) для поражения работающих радиолокационных станций (как корабельных, так и наземного базирования).

В носовой части противокорабельного варианта ракеты под головным обтекателем оживальной формы размещена активная радиолокационная головка самонаведения (АРЛ ГСН) ADAC Mk II, аналогичная ГСН, которой в настоящее время оснащаются ПКР "Экзосет" MM-40 Block II. Рабочий диапазон частот головки самонаведения, для генерирования излучения в которой используется магнетрон, составляет 6,2:10,9 ГГц (длина волны излучения лежит в диапазоне 3:5 см). Для управления ГСН и обработки данных используется цифровой процессор. (Предназначенную для ударов по наземным целям ракету предполагалось оснащать не радиолокационной, а широкоугольной ИК ГСН, аналогичной той, которая в настоящее время устанавливается на УР класса 'воздух-воздух' "MICA" фирмы 'Matra', и иным бортовым процессором, разрабатываемым на основе БЦВМ зенитной ракеты "Aster".)

Время готовности системы к стрельбе - порядка 60 секунд - определяется промежутком времени, необходимым для прогрева магнетрона ГСН перед пуском ракеты. Система управления огнем должна позволить производить залповый пуск ракет по нескольким целям одновременно или же осуществлять атаку одной цели несколькими ракетами с различных направлений. Последнее достигается благодаря использованию в составе системы управления ракеты бортовой ЦВМ и комбинации инерциальной системы наведения с приемником спутниковой навигационной системы NAVSTAR (больше известной по обозначению своего гражданского сегмента как GPS), которые в комплексе позволяют ракете производить маневрирование на маршевом участке траектории, несколько раз изменяя в полете направление. По некоторым данным, величина, на которую могло бы изменяться направление полета при каждом повороте, может достигать 90 градусов. Для эффективного применения "ASURA" корабль-носитель перед пуском ракеты должен располагать достаточно достоверной оценкой дистанции до цели.

После пуска ракета за время работы интегрального твердотопливного ускорителя набирает высоту порядка 650:700 м, после чего либо переходит в дальнейший набор высоты, либо снижается до высоты порядка 100 м и начинает полет к цели. При подлете ракеты к цели на заранее определенное расстояние - порядка 30 км в случае, если маршевый участок проходит на большой высоте, и 12:15 км, если на протяжении всей траектории ракета летит на малой высоте - БЦВМ включает ГСН, производит обнаружение и захват цели, после чего ракета снижается на высоту порядка 9:15 м для окончательного сближения с целью (при этом высота полета избирается автоматически с учетом волнения моря). Для поддержания высоты полета при этом используется радиовысотомер AHV-7 фирмы 'Thompson-TRT', имеющий две разнесенные антенны. В память бортового процессора ракеты будут закладываться данные, позволяющие ракете производить идентификацию целей по их радиолокационному портрету и атаковать главную (назначенную) цель. На конечном участке траектории ракета еще раз снижается до 8 м (в штиль - до 2,5 м) и атакует цель, осуществляя энергичное (с перегрузкой до 10 g) маневрирование с целью прорыва противоракетной обороны.

Противокорабельный вариант ракеты "ASURA" должен быть, как это предусматривалось, оснащен полубронебойной боевой частью массой 180 кг, которая представляет собой модификацию БЧ, созданной в свое время для ракеты ANS. По утверждению разработчиков, поражающее действие БЧ за счет кинетической энергии ракеты в момент встречи с целью удваивается.

Контракт на разработку ракетной системы ANF/ANNG/"ASURA" был подписан французским правительством с фирмой 'Aerospatiale' в декабре 1994 года. В соответствии с подписанным контрактом предусматривалось, что полномасштабные опытно-конструкторские работы по созданию новой ПКР и подготовке ее к серийному производству будут после трехлетнего периода проведения НИР начаты в октябре 1998 года и завершатся к июлю 2005 году, когда ракета должна поступить на вооружение ВМС Франции. Первый испытательный запуск экспериментального образца ракеты "ASURA" предусматривалось осуществить в сентябре 2001 г. В 2002 г. предполагалось провести еще два полигонных испытательных пуска, а в 2003:2004 гг. в соответствии с планами должны быть проведены летные испытания (не менее пяти пусков с корабельных пусковых установок) полностью соответствующих спецификации ракет.

Стоимость одного изделия после начала серийного выпуска ракет оценивается в настоящее время приблизительно в 4 млн.долларов в ценах 2005 г. Потребность в ракетах "ASURA", как она была определена на момент подписания контракта, составляла от 280 до 380 единиц для вооруженных сил ФРГ (только варианты для оснащения надводных кораблей) и 225 единиц для ВМС Франции (для оснащения НК, ПЛ и авиации). Французские эксперты в конце 1997 г. полагали, что общий объем продаж новой ракеты в Европе, помимо оговоренных контрактом, в период с 2005 по 2015 г. может достигнуть 500 единиц; еще до 500 изделий может быть продано в период до 2020 г.

Как было сказано выше, первоначальные планы предусматривали создание нескольких вариантов УР "ASURA". Однако судьба модификаций ракеты, предназначенных для поражения наземных целей и работающих радиолокационных станций, к настоящему времени окончательно еще не определена. Связано это прежде всего с той конкуренцией, которую составляет их созданию параллельно ведущаяся фирмой "Matra" разработка крылатой ракеты большой дальности APTGD/SCALP.

Название SCALP-EG (Systeme de Croisiere conventionnel Autonome a Longue portee Precis - Emploi General purpose, 'многоцелевая высокоточная крылатая ракета большой дальности с автономным наведением') присвоено перспективной КР разработчиком, в то время как во французских вооруженных силах для обозначения новой ракеты принято официальное наименование APTGD (Armament de Precision Tiree a Grand Distance, 'высокоточный боеприпас большой дальности действия').

КР SCALP создается на основе разрабатывавшейся фирмой "Matra" с 1984 года ракеты 'Апаш' и внешне мало отличается от нее. Важнейшие отличия двух ракет заключаются в составе используемой системы наведения и дальности действия КР - у SCALP она составляет 300 км и в перспективе должна быть доведена до 400 км против 150 км у 'Апаш'. Двукратное увеличение дальности действия КР SCALP достигнуто в первую очередь за счет сокращения размеров отсека полезной нагрузки и размещения в освободившемся объеме дополнительного топливного бака. Размеры корпуса новой ракеты - 630х480 мм при длине 5100 мм. Размах стреловидного крыла ракеты в маршевом положении составляет 2,53 м. Малогабаритный турбореактивный двигатель TRI Microturbo 60-30 обеспечивает возможность полета на предельно малой высоте с маршевой скоростью до 1050 км/ч.

Стартовая масса ракеты (без стартового агрегата) составляет 1230 кг. Расположенный в центральной части корпуса ракеты отсек длиной 2,2 м предназначен для размещения боевой нагрузки, общая масса которой может достигать 700 кг. В настоящее время КР SCALP рассматривается французским министерством обороны преимущественно в качестве средства для изоляции районов боевых действий. По этой причине в качестве боевой нагрузки для новой ракеты планируются противотанковые мины MIFF, противопехотные мины MUSA GP или MUSPA или же боеприпасы KRISS или 'Samanta', предназначенные для разрушения взлетно-посадочных полос аэродромов.

В конструкции ракеты SCALP применен ряд мер, нацеленных на снижение прежде всего ее радиолокационной заметности ракеты: корпус ракеты образован пересечение плоских поверхностей, не имеющих, тем не менее, острых кромок в местах сопряжения, и покрыт радиопоглощающим материалом, лопатки турбины двигателя экранируются от визирования наземными РЛС искривленным воздуховодным каналом и т.п.

Понижению вероятности обнаружения ракеты в полете способствует и то, что весь маршевый участок траектории она проходит на высоте 150 м, а непосредственно перед атакой назначенного объекта снижается еще ниже - до 50 м.

При разработке системы наведения КР SCALP тактико-техническими требованиями был предусмотрен безусловный запрет на использование в составе навигационной системы ракеты спутниковой навигационной системы NAVSTAR (GPS). Такое решение имело политический характер и было принято французским правительством на основании того, что Франция не обладает контролем над функционированием созданной и эксплуатируемой Соединенными Штатами СНС NAVSTAR. В таких условиях, по мнению французских политиков, нельзя исключать вероятности того, что в кризисной обстановке США могут внести коррективы в режим работы СНС (заменив, скажем, коды передаваемой информации) и точная навигация привязанных к ней французских систем оружия окажется затрудненной или даже совсем невозможной.

С тем, чтобы избежать такой возможности, а также исключить в будущем перспективу срыва наведения КР путем постановки помех работе СНС любого другого типа, система наведения ракеты SCALP построена по замкнутой (автономной) схеме. Основную роль в ней играет инерциальная система (ИНС). Необходимая высокая точность наведения при этом обеспечивается благодаря тому, что ИНС периодически корректируется в полете по данным от работающего в миллиметровом диапазоне длин волн радиолокационного визира, которые сопоставляются с имеющимися на борту спутниковыми картами местности. За два километра от цели по данным инерциальной системы включается инфракрасная головка самонаведения, которая обеспечивает наведение ракеты на завершающем участке полета.

В ВМС Франции оснащать КР SCALP предусматривается прежде всего палубные истребители-бомбардировщики 'Рафаль' и, в перспективе, многоцелевые атомные подводные лодки нового поколения (на ПЛА ракеты будут размещаться в забортных установках вертикального пуска). Для запуска с подводной лодки КР будет оснащаться стартовым агрегатом, включающим два твердотопливных стартовых ускорителя. Опытно-конструкторские работы по созданию предназначенного для ПЛ варианта ракеты были начаты в середине 1995 года. Впоследствие не исключается возможность доработки этого варианта КР для оснащения им и надводных кораблей ВМС Франции.

В январе 1998 года французское министерство обороны заключило с разработчиками ракет SCALP контракт, общая сумма которого составляет 745 млн.долларов, на поставку ВВС и ВМС Франции начиная с 2003 года 500 ракет SCALP-EG с дальностью действия 300 км. Необходимо отметить, что такой объем запланированных поставок новых ракет - 500 единиц - отражает произошедшую во французском военном ведомстве под воздействием событий последних двух-трех лет переоценку значения, которое могут иметь крылатые ракеты большой дальности: существовавшие вплоть до середины 1997 года планы предусматривали закупку лишь 200 ракет этого типа.

Таким образом, разработка перспективных крылатых ракет, предназначенных для решения широкого круга задач, остается важным направлением в оборонной политике Франции. При этом, хотя наибольшее внимание в последнее время, по-видимому, уделяется созданию ракет, способных поражать наземные цели с известными координатами, продолжаются и работы по разработке противокорабельных ракет нового поколения и оснащению ими кораблей и авиации французских ВМС.